«3 высших образования и 3 сына»: воронежские мамы доказали, что дети — не помеха саморазвитию
Опыт многодетного материнства у каждого свой. Похож он только в одном — радостью от когда-то принятого решения родить ещё одного малыша. Карьерный рост, спортивные достижения, общественная работа, саморазвитие — они стали примером для собственных детей и многих женщин. Корреспонденты «МОЁ!» поговорили с успешными многодетными мамами Воронежа, которые своим примером доказали, что для них нет ничего невозможного.
«В декрет за все три беременности я так ни разу и не сходила»
Евгения Черникова, 37 лет, многократная чемпионка России, призер международных соревнований по скалолазанию
Замужем, трое детей (8 лет, 4 года, 1,5 года)
— Мы с будущим мужем занимались одним видом спорта, вместе ездили на соревнования и сборы. В какой-то момент я поняла, что влюбилась в него, а он в меня нет. Целый год я страдала, пытаясь привлечь его внимание, но ничего не получалось. Спустя время я успокоилась и поняла, что у нас ничего не получится, но внезапно он начал подавать мне знаки внимания. Через полгода мы начали встречаться. На тот момент мне было 16 лет, а будущему мужу 18.
Встречались ребята долго, целых восемь лет. Предложение руки и сердца получилось обыденным: влюблённые просто поняли, что готовы официально зарегистрировать свои отношения и расширять семью. О своей беременности Женя узнала сразу после всероссийских соревнований. Правда, тогда она списала свои симптомы на простое недомогание. «Я чувствовала, что мне не хватает сил, постоянно хотелось спать, да и выступать было очень тяжело, что мне не свойственно. Перед тем как сесть в поезд и поехать домой, прямо на вокзале я сделала тест, который показал две полоски», — вспоминает женщина. Через девять месяцев её семья стала больше. Женя выросла в многодетной семье, поэтому никогда не сомневалась в том, что сама когда-то станет многодетной мамой. Она признаётся, что дети приходили к ним сами, все беременности были спонтанными, но очень желанными и благополучными. Через месяц после рождения первого ребёнка Женя восстановила занятия спортом, через три — выступила на очередных соревнованиях и продолжила тренировать спортсменов. Во время второй беременности за две недели до предполагаемых родов она собрала своих спортсменов и объявила им, что на две недели берёт отдых. А на следующий день родила. «В декрет за все три беременности я так ни разу и не сходила. Любимый муж, дети, работа, увлечения — зачем выбирать, если это всё моя жизнь?» — улыбаясь, говорит Евгения.
Главное — не идеализировать жизнь
Помощников с первым ребёнком она не принимала, всё делала сама. С появлением второго ребёнка к ним стала приходить няня несколько дней в неделю, чтобы поиграть со старшим. А вот с приобретением статуса многодетной матери Евгения принимает помощь ото всех: с тремя детьми каждая свободная минута особенно дорога и ценна. «Мне очень сильно помогают мама и свекровь, а сейчас появилась няня, которая приходит два раза в неделю посидеть с младшими детьми. Раз в неделю приходит женщина на уборку. С бытом, имея трёх детей и работу, самостоятельно справиться очень сложно», — делится Женя. Она говорит, что без помощников им было бы очень непросто.
— Как всё успеть? Никак. Это невозможно. Если всё время страдать и переживать о недостатке времени, пытаться делать что-то идеально, тогда жизни не будет. Чтобы не забывать важное, я составляю списки: срочные дела, дела не очень важные и дела на долгосрочную перспективу. Когда ко мне приходит няня, мама или свекровь, обычно я иду на работу, но иногда могу себе позволить посидеть в кафе, почитать или поработать. Раньше я могла встать в пять утра, чтобы у меня было свободное время на себя. Если женщина хочет развиваться, она найдёт возможности для этого.
Многодетность Женя называет не иначе как счастьем. Материнство научило её самому главному — не идеализировать жизнь. «Дети путешествуют с нами, смотрят, как мы работаем, общаются со спортсменами. Я родилась у родителей-альпинистов, которые потом стали тренерами по скалолазанию, и прошла такой же путь взросления в бесконечных разъездах, которые стали частью моего счастливого, яркого, интересного детства. За всё это я очень благодарна родителям. Наши дети пришли в нашу семью, выбрав меня и мужа в качестве мамы и папы, но они — не главные люди. Главный человек моей жизни — я».
Три сына и три высших
Татьяна Сулимина, 49 лет, родилась в Воронеже. Известный российский дизайнер одежды
Замужем, трое детей (25 лет, 20 лет, 10 лет)
— С раннего возраста я принимала решения абсолютно самостоятельно, не спрашивая мнения ни у кого, кроме себя самой. В 16 лет я встретила будущего мужа, старше меня на семь лет, на свадьбе сестры. Повстречавшись 2,5 года, мы поняли, что готовы остаток жизни провести вместе. О том, что я беременна, я узнала совершенно случайно. Мы были женаты уже пять лет и имели чёткое и осознанное отношение к детям — мы не хотели становиться родителями. Муж делал карьеру, я училась, но, видимо, наш первый сын так хотел появиться на свет, что преодолел все возможные преграды и наши сомнения. Первой мыслью после известия о скором пополнении у меня была: «Как же муж будет рад!» Тогда ему было 30 лет, он давно мечтал о детях. Так у нас появился новый семейный праздник — 12 июля, день Петра и Павла. 12 июля муж Павел сделал мне предложение, а спустя время нашего первенца мы назвали Петром.
Тогда, в 1999 году, через полгода после рождения Пети, на свет появился ещё один ребёнок Татьяны — творческий проект по созданию дизайнерской одежды. С этого момента она родилась не только как мама сына, но и как дизайнер и автор модной коллекции.
— По первому образованию я лингвист-филолог, по второму — экономист, по третьему — психолог. Модой я увлекалась всегда, она всегда была моим хобби, а после рождения ребёнка пришло понимание, что любимое дело можно превратить в коммерческое предприятие. Закончив РГФ с красным дипломом, получила предложение преподавать на кафедре. Все говорят о послеродовой депрессии… После рождения Пети я испытала её на себе: пребывала в состоянии упадка сил, мой организм требовал выхода творческой энергии. А вот после вторых и третьих родов, имея любимое дело, от депрессии не осталось и следа: со вторым ребёнком я вышла на работу на десятый день после родов, с третьим — на четвёртый. Личное развитие для меня нужно, как воздух.
Самое важное в материнстве — показать детям, что любовь к ним одинакова
«Фёдор, ты своим появлением обязан своему брату!» — так, шутя, говорят третьему сыну в семье. Стёпа, второй сын, был ребёнком-мечтой: спал, заботился обо всех, помогал бабушкам и дедушкам, хорошо себя вёл и кушал. О появлении третьего супруги сначала говорили шутя, а со временем шутка превращалась в осязаемую перспективу. Решение продлить радость материнства и отцовства было обоюдным, неожиданностью эта новость стала для близких. Были даже те, кто ждал внуков, а тут внезапно — рождение третьего… Но родители были уверены в своём решении.
— За четыре дня до родов я ездила в Москву к Анастасии Заворотнюк, мы сдавали костюмы для премьеры спектакля. Вернулась оттуда в пятницу, а в воскресенье родила. Несмотря на традиционно возрастную беременность, чувствовала я себя прекрасно, да и в принципе меня было сложно идентифицировать как возрастную маму. Играют роль и современная одежда, и активный образ жизни, и самоощущение — я полна сил и молода, почему бы не стать мамой ещё раз?
С мальчиками семье больше 25 лет помогает няня. Она была с ними в самые тяжелые времена, взяв на себя домашние дела, заботы с уроками — рутину, которая рушит многие семьи. Помогали и бабушки с дедушками, пока родители целыми днями были на работе. Чувства вины перед детьми у Татьяны никогда не было. Она понимала, что, если она сядет дома и превратится в домохозяйку, лучшей мамой от этого не станет. Зато после тяжелого дня она с удовольствием читала мальчишкам сказки, укладывала их спать, играла в настольные игры, выбрав для себя материнство, бок о бок идущее с построением успешной карьеры.
— Самое важное в материнстве — показать детям, что любовь к ним одинакова. Признаюсь, что иногда у меня это не получалось. Когда рождались младшие, старшим казалось, что их больше любят, чаще поднимают, носят на руках, кормят, укладывают спать. Конечно, со временем острые углы сглаживаются. У нас с сыновьями сложились дружеские отношения, мы можем поделиться друг с другом самым сокровенным, трудностями, радостями, попросить совета. Каждая мама имеет право быть такой, какая она есть: кто-то счастлив быть домохозяйкой и видит в этом смысл жизни, а кто-то не может и дня провести дома. Это не значит, что какая-то из них плохая, просто у всех разные потребности. Я, например, превращусь в фурию, если не буду работать. Мама должна только быть счастливой, тогда будут счастливы её муж и дети.
«Пока дети маленькие, женщина должна всецело посвящать себя им»
Светашова Юлия, 47 лет, общественный деятель, председатель правления ВООБО «Многодетная семья»
Замужем, трое детей (24 года, 20 лет, 18 лет)
25 лет назад Юлия познакомилась с будущим мужем в кафе.
«Саша признался, что сразу понял, что я его будущая жена, и через неделю сделал мне предложение. А спустя полтора месяца после знакомства мы поженились. Его родители точно так же стремительно поженились и прожили в счастливом браке более сорока лет», — вспоминает женщина.
Вопрос о рождении детей обсуждался уже в процессе подготовки свадебного торжества. Во время беременности Юлия заканчивала учебу в институте, а дипломную работу защищала на восьмом месяце. Через 10 месяцев после свадьбы родился первенец — дочь Анастасия. «Рождение второй дочери, Маши, спустя четыре года не только не принесло волнений, но и придало уверенности, что мы точно справимся со всеми сложностями! А вот на третьи роды, случившиеся через два года, пришло осознание, что так и должно быть. Трое детей — это не много. Давая жизнь новому человеку, ставя его на крыло, женщина исполняет свое предназначение. Кстати, со всеми тремя детьми я сидела в декрете. Я отношусь к мамам-наседкам, которые полностью окружают материнской заботой своих малышей», — говорит Юлия.
Время, потраченное на декрет, никак не повлияло на её профессиональное развитие.
— Моя сегодняшняя работа в общественном секторе вошла в мою жизнь постепенно, незаметно, но на самом деле она сопровождает меня с пионерской школьной скамьи, когда я была председателем совета отряда. Она не является карьерой в общепринятом смысле. Моя общественная деятельность всегда шла параллельно с моими семейными заботами, а основная работа была одна — работа мамой. 15 лет назад, под Новый год я впервые переступила порог общественной организации «Многодетная семья» в костюме Снегурочки. Будучи креативным человеком, я всегда придумывала своим детям какую-то творческую занятость: мы ставили мини-спектакли, занимались прикладным творчеством, готовили творческие номера. Этой деятельностью я и занялась в «Многодетной семье». С другими мамами мы организовывали различные мероприятия, утренники, мастер-классы для детей. Через пять лет работы в организации мне предложили стать заместителем руководителя по культуре и общественным связям. Работая в общественном секторе, ты распоряжаешься своим собственным личным временем. Бывали моменты, когда мне нужно было больше внимания уделить семье, при этом снизив нагрузку на работе. Когда дети подросли и младшей исполнилось пятнадцать, у меня появилось свободное время, которое я смогла посвятить его своему любимому хобби — игре в любительском театре.
Я не стремилась стать успешной
— В нашей семье старшее поколение всегда помогало молодым воспитывать детей. Мы чтим традиционные семейные ценности. С детьми мне всегда помогала мама: без ее помощи я вряд ли бы справилась. Родители, муж и дети — мои главные помощники, которые всегда поддерживали меня во всех моих начинаниях. На самом деле помощников всегда можно найти, надо просто оглянуться вокруг. Это могут быть воспитатели в детском саду, учителя в школе, репетиторы, друзья, соседи, дальние родственники, если нет поблизости своих бабушек и дедушек. Сейчас так много возможностей для того, чтобы мама стало легче: умные гаджеты, работа на удаленке, развивающие онлайн-курсы. Если у мамы есть желание, она сможет всё! А в домашних делах я всегда привлекала на помощь детей. Многие почему-то считают, что, нагружая своих детей работой по дому, они тем самым лишают их детства. На самом деле это не так, дети с огромным удовольствием берутся за выполнение «взрослых» дел, с подачи родителя воспринимая их как веселую игру.
Решение иметь троих детей для Юлии и супруга было осознанным и взвешенным. Они были единственными детьми в семье, поэтому на личном опыте поняли, что своим детям они точно подарят брата или сестру.
— Одного ребенка воспитывать сложнее, чем двоих и троих, — об этом знаю личного опыта. В большой семье дети воспитывают друг друга, распределяют обязанности, старшие помогают младшим, малыши тянутся за сестрами и братьями. Эта поддержка остаётся с ними на всю жизнь. Грустно быть одним ребенком у своих родителей и, наоборот, приятно осознавать себя частью большой, дружной семьи, в которой каждый ценен как личность. С каждым новым ребенком прибавляется сил, раскрываются внутренние возможности, жизнь становится более осмысленной и наполненной. В этом заключена наша, мам больших семей, суперсила! Мне кажется, именно создание большой семьи и делает нас такими: любящими, мягкими, но очень сильными женщинами.
Тайм-менеджмент многодетной работающей мамы отточен до идеала. Юлия часто одновременно делает несколько дел: например, на маникюре или велотренажере может послушать полезную лекцию или вебинар. Чтобы ничего не забыть, планирует дела заранее и составляет списки дел на неделю, продукты и вещи заказывает через интернет, а в быту пользуется полезными гаджетами, позволяющими сэкономить время.
— У меня не было стремления стать успешной, я просто делала то, что мне нравится, и стремилась к тому, чтобы мои дети всегда были рядом со мной. Дети росли, я посвящала всё больше времени внутренним делам организации, меня выдвинули в Общественную палату Воронежа. Но я всегда придерживаюсь совета первого председателя нашей организации: «Когда встанет выбор между общественной деятельностью и семьёй, выбирай семью».